Армянское дворянство (материал из Википедии)

История, генеалогия, геральдика, современность | Պատմություն, ծագումնաբանություն, նշանագիտություն և
արդիականություն | History, genealogy, heraldry and the present

Армянское дворянство (материал из Википедии)

Сообщение Marita » 20.01.2007, 23:23:02

Происхождение армянского дворянства

История армянского дворянства такая же древняя, как и история армянского народа в целом. Корни её уходят в древнейшую родоплеменную формацию, когда протоармянские племена, отделившиеся от древнеарийской общности, выделяли из своей среды предводителей-вождей для управления своим обществом, защиты своей территории и организации походов на врагов. Такими предводителями-вождями обычно становились лучшие представители родов и племён, отличавшиеся силой, мудростью, храбростью и прославившиеся особыми подвигами. Так, постепенно сложился высший класс армянского общества – азаты, также именуемые азнуаканами или азнавурами.

В переводе с современного армянского слово «азат» дословно означает «свободный», однако термин, по всей видимости, имеет более древнее значение и, вероятно, восходит к арийскому yazata («божественные», «имеющие божественное происхождение», «достойные поклонения»). Многие, если не большинство древнеармянских аристократических кланов, возводили своё происхождение либо к божествам древнеармянской веры, либо к героям-патриархам армянского народа. Например, княжеские роды Ваевуни и Мехнуни вели своё происхождение соответственно от Ваагна и Михра - божеств огня, войны и небесного света, справедливости. Род Арцруни считал своим предком Санасара, сына эпического Мгера из Сасна Црер, то есть того же древнеармянского божества Михра. Целая плеяда аристократических родов Армении считала своим общим прямым первопредком Айка Наапета, патриарха-родоначальника армянского народа, эпитетом которого был «дюцазн», то есть «происходящий из дицов», «отпрыск божеств». Согласно традиции, от праотца Айка и его потомков произошли княжеские роды Хорхоруни, Бзнуни, Мандакуни, Манавазян, Ангехеа (Ангех тун), Варажнуни, Апахуни, Арран тун и другие.

В разное время историки упоминают различное количество армянских аристократических родов. Иногда речь идёт о девяноста родах, иногда их число доходит до трёхсот. Разумеется, со временем число собственно аристократических фамилий менялось, так как аристократическое сословие само по себе является динамичной прослойкой общества.

В историческом контексте, армянская аристократия как особый социальный институт появилась уже ко времени государства Аратта и Ванского царства (Урарту). Роды Рштуни, Мокац, Арцруни и некоторые другие произошли от племенных вождей или фамилий ещё в урартское время либо раньше. Другие роды - скажем, Мамиконян, Аравелян,- были возведены в дворянское сословие специальными указами армянских царей за определённые заслуги перед двором или перед Арменией. Хотя в большинстве своём армянская аристократия состояла из собственно армянских фамилий, однако исторические хроники свидетельствуют и о значительном иноземном вливании в дворянское сословие.

В подавляющем большинстве иноземные роды имели арийское (индоевропейское) происхождение; это были в основном иранцы, аланы, греки и римляне. Особо значителен был иранский аристократический элемент; многие армянские дворянские фамилии либо были связаны с аристократическими родами Ирана, либо вовсе имели иранское (персидское, парфянское, мидийское и т. п.) происхождение. К последним принадлежали знаменитые роды Аршакуни, Арташесиан, Пахлавуни и некоторые другие. Примерами родов, имевших не армянское, но арийское происхождение являются Аравелян (аланы) и Ропсян (римляне). Неарийский элемент никогда не был значителен в армянской дворянской среде и чаще всего имеет позднее происхождение. Например, Мамиконяны ведут своё происхождение от китайца Мамгуна , который за свои услуги получил дворянский титул от одного из армянских царей. Некоторые христианские историки имеют тенденцию возводить часть армянских аристократических родов к ближневосточным корням. Например, Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» возводит родословную своего мецената, князя Багратуни, к неармянским ближневосточным корням. Однако данные историографии указывают о существовании рода Багратуни с древнейших времён, и речь идёт именно о коренных жителях Армении. Лингвистический анализ также подтверждает, что имя Багарат скорее всего имеет арийское происхождение: от bhag = бог и arat = обильный, дословно «богообильный». Любопытно, что и сам князь Багратуни отверг версию Хоренаци.


Институты и состав армянского дворянства

Армянская аристократия всегда была важной составной частью армянского общества. Среди прочего, об этом свидетельствует и смысловая эволюция термина «нахарар» (naharar). Первоначально этот термин использовался для обозначения наследственных правителей области, но именно в значении «правитель», «начальник области». Тот же титул мог означать также и особо почётную службу (нахарарство) при царском дворе. Примерами подобных наследственных служб-нахарарств были аспетутюн (венцевозложение, традиционно принадлежавшее роду Багратуни), спарапетутюн (верховное командование армянской армией, традиционно принадлежавшее роду Мамиконян), азарапетутюн (финансовая и налоговая службы двора, прерогатива родов Гнуни и Аматуни), и малхазутюн (царская охрана, прерогатива рода Хорхоруни). Однако в ходе наследственного закрепления гаваров или определённых придворных служб за тем или иным дворянским родом, термин «нахарар» изменил своё первоначальное значение и стал обозначать «аристократа», «дворянина». Соответственно и аристократические роды стали именоваться «нахарарскими родами» или «нахарарствами» . Наряду с данной версией, существует и другая версия интерпретации термина naharar, основанная на значениях слов «nah» и «arar», то есть «первосозданные», «первородные».

Смысловая эволюция термина «нахарар» происходила параллельно с наследственным закреплением за родами гаваров Великой Армении. Например, гавар Великий Албак традиционно был наследственной вотчиной нахарарского рода Арцруни, гавар Тарон – вотчиной рода Слкуни, гавар Рштуник – соответственно, вотчиной рода Рштуни и т. д. Наряду с этим, появляется традиционная родовая символика, которая в большинстве своём уходит корнями в древнейшие родоплеменные верования и тотемы армянских кланов. Хотя данные по армянской геральдике весьма скудны, но достоверно известно, что наиболее распространёнными символами были орёл, лев и горный баран. Так на гербе династии Арташесиан были изображены орлы и символ солнца. Символом нахараров Багратуни был орёл, держащий в когтях овцу. Династический герб киликийского королевского дома Лусинянов (Лузиньянов) отражал западноевропейское геральдическое влияние и состоял из красных львов и крестов на жёлто-синем фоне щита.

Нахарарские фамилии древней Армении записывались в так называемые «Гахнамаки» и «Зоранамаки» — официальные грамоты, которые перечисляли роды в зависимости от критериев почёта и значимости. Разница между «Гахнамаком» и «Зоранамаком» состояла в критериях, по которым устанавливалась степень почётности того или иного рода. «Зоранамак» основывался на сугубо военной мощи того или иного рода - количестве конных и пеших войск, ответственности по защите северных, восточных, южных или западных рубежей Армении, а также количестве воинской силы, которую предоставлял определённый род в распоряжение царя Великой Армении в случае военных действий. В отличие от «Зоранамака», «Гахнамак» составлялся на основе политико-экономической значимости родов: обширности их владений, богатстве, связях и влиянии на царский двор и т. п.

С «Гахнамаками» и «Зоранамаками» связаны два других понятия армянской аристократии – «бардз» (bardz) и «патив» (patiw). «Бардз» дословно означает «подушка»; это место, которое занимал предводитель рода за царским столом, будь то во время совета или во время празднеств. Во время застолий родоначальники восседали на специальных подушках - отсюда и название. «Бардзы» (места за столом, но фактически и соответствующее положение знати при царском дворе) распределялись в зависимости от «патива», то есть «достоинства», «чести», «почёта» рода. Последнее, видимо, и закреплялось в «Гахнамаках» и «Зоранамаках».

Сословие азатов-нахараров имело внутрисословное деление. Во главе дворянской пирамиды стоял царь – арка (arqa). Само слово arqa происходит от общеарийского корня, сохранившегося в аналогах правителей в других индоевропейских языках: arxatos (греческ.), raja (индоарийск.), regnum (regia) (латинск.), roi (французск.).

Сыновья царя, то есть принцы, назывались сепухами (sepuh). Особую роль занимал старший наследный принц, который именовался аваг сепухом (awag sepuh). В случае кончины царя и при отсутствии каких-либо особых оговорок касательно престолонаследия, именно аваг сепух автоматически наследовал престол отца.

Вторым по значимости после царя были бдешхи. Бдешх (bdeshx) – это правитель большой приграничной области Великой Армении. Бдешхи по сути были полновластными правителями приграничных областей, вице-королями (-царями), и по своим привилегиям лишь незначительно уступали царю страны. Они имели свой двор, армию, взимали налоги и пошлины и даже имели право чеканить монету.

На третьей ступени аристократического сословия после царя и бдешхов были собственно князья. Князь (ishxan) имел свою вотчину (hayreniq) и резиденцию (dastakert) . Во главе княжеского рода (клана) стоял танутер (tanuter). Само слово «род» или «клан» передавались разными, но близкими по значению словами – tohm и tun. Соответственно, танутер означало «глава клана», «глава рода», «родовладыка».

Во главе всего аристократического сословия стоял великий князь – metz ishxan или ishxanac ishxan , также называемый в некоторых источниках мецамец (metzametz). Он считался предводителем дворянства и имел особые привилегии и обязанности. Например, в случае кончины царя и отсутствии наследников-сепухов, великий князь должен был временно выполнять обязанности царя, пока не решатся вопросы престолонаследия. Однако в действительности вопросы престолонаследия решались заранее или же посредством междоусобных войн.

Таким образом, пирамида дворянского сословия Великой Армении выглядела следующим образом:

Arqa
Bdeshx
Ishxan
Она, однако, отражает традицию именно Великой Армении, и то в ранний период её истории. Разумеется, со временем структура дворянства менялась, отражая особенности той или иной армянской территории, исторического этапа в развитии или специфику социальных отношений. Например, в средневековье в Киликийской Армении названия и состав дворянства претерпели некоторые изменения.

Великая Армения

Arqa
Bdeshx
Ishxanac Ishxan (или Metz Ishxan)
Ishxan
Киликийская Армения

Thagawor или Inqnakal
Bdeshx
Paronac Paron (или Metz Paron)
Paron
В Киликийской Армении появились также перенятые из Европы тонкости деления дворянского сословия, такие как «парон» (барон), «тэр» или «синьор» (сеньор), «бердатер» (владыки крепостей) и т. п. . В Киликии также появились рыцари, которые тоже причислялись к дворянскому сословию. Сами рыцари – dziawor и hetzelwor – чаще всего, хотя и не всегда, происходили из паронов.

Изменились также некоторые внешние атрибуты, скажем, если в Великой Армении при обращении к дворянину было принято использовать слова «тиар» (tiar) или «тэр» (ter), то в Киликийской Армении наряду с этими обращались также словом «парон» (отсюда и современное армянское «господин»).

В позднесредневековой Армении и в новое время в различных провинциях-наангах страны использовались различные деления и титулы для дворянского сословия. Скажем, в Арцахе периода Хамсы («Пятикняжества») титулу «ишхана» соответствовал «мелик» . Ниже меликов (хотя иногда и попеременно с ним) использовался титул арюрапет или юзбаши (буквально, «сотник»). А с вхождением восточной Армении (Карабаха, Эриванской и Карсской областей) в состав Российской Империи среди армянского дворянства распространяются титулы, обычаи и социальные институты российского дворянского сословия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Армянское_дворянство
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение Mike » 21.01.2007, 00:48:15

Мамиконяны ведут своё происхождение от китайца Мамгуна
Это серьёзная ошибка! Мамиконяны "пришли из страны Чен"(или Чан).
Прилагаю карту, где восточнее Трабзона показана "страна" ЧанетиИзображение
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Marita » 21.01.2007, 18:29:22

Mike, а "чен" это разве не chinaci?
Вот еще нашла кое-что.

АРМЯНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Китайское происхождение армянских княжеских родов Мамиконянов и Орбелянов
Один из интересных фрагментов армяно-китайских отношений является легенда о китайском происхождении армянского княжеского рода Мамиконян. Об этом упоминают армянские историки 5 века Мовсес Хоренаци и Фавстос Бузанд. Мовсес Хоренаци в своей книге “История Армении” повествует о том, откуда и как появился род Мамиконянов: “… В дни Шапуха, говорят, пришел в Армению предок рода Мамиконянов с северо-востока, из благородной и великой страны и от первого среди северных народов, а именно - ченов. Об этом имеются такие сказания.

http://www.menq.am/history/china/part03.htm

АРМЯНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Воздействие Китая на армянскую литературу и искусство

В армянских сказках, легендах название Китая упоминается как страна Ченов, Чинумачин, Чинистан, Чин ев Мачин, Джинумаджин, а китайцы - ченазн, азг чинац или азг синеацвоц (народ синайцев). Армянское слово “чнашхарик” (сверхкрасивый) дословно означает “из китайской страны”. А иероглифы, обозначающие слово Армения (Ямения), означают “красивая монахиня Азии”. В армянском народном эпосе “Сасна црер” Давида Сасунского убивает “девушка с китайскими глазами” – ее собственная дочь от Чмшкик Султан, которая могла бы быть китаянкой. В эпосе царь Китая является врагом главной героини Хандут. Кстати, глаза Хандут сравниваются с китайской чашей, что свидетельствует о наличии китайских товаров в Армении. Были определенные связи между средневековой армянской и китайской жовописью. В миниатюрах Киликийской школы есть изображения китайских драконов, а в Васпураканской живописи встречаются изображения китайских предметов. В романе Раффи “Самвел” главный герой изображается с китайской внешностью. Также приводится описание удивительного народа, живущего в Армении: “У берегов Арацани жил также другой народ, который прибыл сюда из берегов Хонаго, и желтолицый синаец, получив армянское лицо, обрабатывал армянскую землю…”

http://www.menq.am/history/china/part05.htm
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение Marita » 21.01.2007, 18:45:40

АРМЯНСКИЕ КНЯЖЕСКИЕ РОДЫ

Княжеские роды Великой Армении

Фамилия (гавар-область, ашхар-край)

Абелуни - Абелян - Абегян** (Абелеанк / Абегянк, Айрарат)
Абелуни - Абелян другие - Абелян вторые
Абитян
Авацаци - Ауацаци
Адахуни (Мазаз, Айрарат) ***
Айказуни - Хайказян (Арк, Тауруберан)
Айтруни
Айценакан
Акаци - Акацеци - Акацу
Акнуни - Акеой - Акеац - Акеаци - Акян (Аке, Васпуракан)
Алберкаци - Агберкаци
Алдзнуни - Алдзнац тун - Агдзн (Алдзн, Алдзник)
Алелнадрошн - Агегнадрошн
Алкуни - Агкуни
Алневуни - Алесуни - Агесуни - Алеван - Агеван
Амазгуни
Амаскуни
Аматуни (Артаз, Васпуракан)
Аматуни вторые
Амбужян - Хамуцян - Хамбужян
Ангел тун - Ангех тун - Ангелай (Ангелай, Алдзник)
Андзеваци (Андзевацик, Васпуракан)
Андзеваци другие
Андзит - Андзит тун - Андзтеаци - Андзитой (Андзит, Цопк)
Апахуни (Апахуник, Тауруберан)
Апахуни другие
Апекуни
Аравелян (Вананд-Заришат, Айрарат)
Аравенян
Арагацян (Арагацотн, Айрарат)
Арамян
Аран - Арран тун (Великий Аранк, Арцах)
Арартуни - Айраратян (Масеацотн, Айрарат)
Арберани - Арберуни - Арберанян - Аршакуни (Арберани, Васпуракан)
Аркацоц - Арцвоц
Аркян - Харкян (Арк, Тауруберан)
Арной (Арнойотн, Васпуракан)
Артакуни
Арташатян - Арташамян (Айрарат)
Арташисян - Арташесян (Арташисеанк, Васпуракан)
Аручян
Арцруни (Великий Албак, Васпуракан)
Арцруни вторые
Арцруни третьи
Аршакуни - Аршакян - Алиовитян (Алиовит, Васпуракан)
Аршамуни (Аршамуник, Цопк)
Аршамуни - Аршмуни (Аршамуник, Туруберан)
Аршаруни (Аршаруник, Айрарат)
Аршуни
Аспакуни - Спакуни (Аспакунеац Дзор, Тауруберан)
Аспарахазн
Аспаруни - Спаруни
Атрпатуни - Апатуни (Атрпатуник, Васпуракан)
Ашахмарян
Ашоц - Ашоцян (Ашоцк, Айрарат)
Ашторцян -Хаштоцян
Аштуни - Аштишатян (Тауруберан)
Аштуни - Хаштеиц - Хаштян (Аштеанк, Цопк)
Ашхагорян
Ашхадарян

Багаванян (Багреванд, Айрарат)
Баграспуни (=Багратуни?)
Багратуни - Аспетуни - Аспетн - Баграспуни (Багреванд?, Айрарат)
Багратуни - Аспетуни - Аспетн - Баграспуни (Спер, Бардзр Айк)
Багратуни - Аспетуни - Аспетн - Баграспуни (Тайк)
Баласакан
Бардзруни
Бармян
Басеной - Басенян - Басенаци (Басеан, Айрарат)
Бжуни - Бжнуни
Бзнуни - Базнуни - Базауни (Бзнуник, Тауруберан)
Богуни (Богуник, Васпуракан)
Бужуни (Бужуник, Васпуракан)
Буха Димаксян (Тайк)

Ваануни
Ваграспуни
Ваевуни - Вахнуни - Вахуни - Вахунеац (Вахевуник, Тауруберан)
Ваевуни вторые
Вайкуни (Вайкуник, Арцах)
Ванандаци - Ванандай - Ванандой - Ванандян (Вананд, Айрарат)
Ванандаци вторые
Варажнуни (Варажнуник, Айрарат)
Варажнуни - Варазнуни (Варажнуник, Васпуракан)
Варажнуни - Варазнуни (Варажнуник, Тауруберан)
Варазатакян - Варазян
Вараспакян
Вардзавуни (Вардзавуник, Гугарк)
Вардуни - Варданян - Вардешян
Варнуни
Вижануни - Вижуни - Вижани (Вижануник, Бардзр Айк)
Вирац - Виракан
Вордуни - Уордуни (Басеан-Вордуник, Айрарат)
Вордуни - Уордуни (Вордуник, Васпуракан)
Ворсапетн - Ворсапетн аркуни
Воскемани
Врнджуни - Врнджнуни
Врян
Вчениц тун

Габелуни - Габелян - Габегян - Габеуни (Габелеанк / Габегянк, Айрарат)
Габитян (Габитеанк, Васпуракан)
Гаварапетн - Гаварапет
Газрикян (Газрикеанк, Васпуракан)
Гамрян (Гамирк)
Гаргараци
Гардманай - Гардманац - Гардманиц (Утик)
Гашотцян
Геламян (Гегаркуник, Сюник)
Гергеруни - Геруни (Гер, Парскаайк)
Гисон - Гисанян
Гнтуни (Ниг, Айрарат)
Гнтуни вторые
Гнуни (Алиовит-Заришат, Тауруберан)
Гогарац - Гугараци (Гугарк)
Голтан - Гохтан - Гохтнац - Голтнаци (Гохтн, Васпуракан)
Горолвайн - Горохвайн
Грчуни - Грцчуни
Гукан - Гоукян (Гукан, Васпуракан)
Гушар

Дарбандян
Датавчирян
Дашткаруни - Дашткарин (Карин, Бардзр Айк)
Дерджаин - Дерджани - Дердзани (Дерджан, Бардзр Айк)
Дзолкерт - Дзогкертн
Дзорабнакян
Дзюнакан - Диуюнакан - Палуни (Дзиунаканк / Палуник, Тауруберан)
Димаксян (Ширак, Айрарат)
Димаксян (Тайк)
Димаксян другие
Драмадн - Драматн
Дрошакирн

Едесян - Эдесян
Ереварай - Ереуарай (Ереварк, Тауруберан)
Ервандуни (Ервандуник -Айоц Дзор, Васпуракан)
Ермантуни

Занахчирапен - Ванахчирапетн
Зарехаванян (Зарехаван, Парскаайк)
Зарехуни (=Зарехаванян?)

Иуранян - Хисанян
Иурипян
Иуснакан

Кавпетуни - Камуни - Кайпетуни
Каджберуни (Арчеш гавар, Тауруберан)
Кадмян
Казмуни - Казбуни
Калакапетн - Кахакапетн - Калакапетн аркуни
Каларджян - Кагарджян - Кларджян (Тайк?)
Камсаракан (Ширак, Айрарат)
Кананаци
Каркаин
Картуни - Картян - Кортян (Картуник, Корчайк)
Карян
Каспуни - Казб - Каспеци - Каспац (Пайтакаран)
Каюшян
Клзнуни - Кхзнуни - Кгзуни
Клунди - Кхунди
Коговтуни - Коговтян - Коловтян (Коговит, Айрарат)
Колян - Калян - Кахян - Калуни, Калай тун - Гошян (Кал?, Алдзник)
Конакян
Кордуац - Кордуацоц - Кордваци (Корчайк)
Круни
Крчуни (Крчуник, Васпуракан)


Лекандрян
Лернакан

Мазнуни - Мазкени - Мазазаци (Мазаз, Айрарат)
Малхазуни - Малхазн - Малхазян - Махян (Гер, Парскаайк)
Мамиконян (Тайк)
Мамиконян (Тарон, Тауруберан)
Манавазян (Манавазеанк, Тауруберан)
Мандакуни (Мандакуник / Аршамуник, Тауруберан)
Мануян
Мардахян - Мардалян - Мардагян
Мардпетуни - Мардпетн - Мардпетакан - Айруни (Мардастан, Васпуракан)
Махалуни - Машхалуни
Махкерт тун (Корчайк)
Мелитян
Мехнуни
Мехруни - Михруни
Мецнуни (Арчишатовит-Мецнуник, Васпуракан)
Млруни - Мгхруни - Мхруни
Мокац - Мокаци (Мокк)
Мруни
Муацян - Мсацян
Мурацан - Марацуоц - Марацян (Васпуракан?)

Намакуни
Нахчери
Нетолн - Нетохн
Норберуни

Палуни - Палнай тун (Палуник, Цопк)
Палуни (Палуник, Васпуракан)
Палуни вторые
Парачуни - Рачуни
Парспатуни - Парспуни - Парспаруни (Парспатуник, Васпуракан)
Пережуни
Покайуни

Размуни
Рапсонян - Ропсян - Аропсуни (Нахичеван, Васпуракан)
Рмбосян
Рштуни - Арштуни (Рштуник, Васпуракан)
Рштуни вторые

Сааруни - Сахаруни
Саграсуни
Салной тун - Салнуни (Салуник, Алдзник)
Санасуни - Саснай (Сасун, Алдзник)
Сапрасмян
Сасанян
Сауни - Шахуни (Сахуник, Цопк)
Себастян
Сисакян - Сисакан - Сисанян (Сисиан, Сиуник)
Слкуни - Сиклуни - Слакуни - Сулкуни (Тарон, Тауруберан)
Спандуни (Спандуник, Пайтакаран)
Срвандзтян - Сруандзтян
Сруни - Суруни
Сурян - Сирян
Сюни - Сюнеци (Сюник)
Сюни вторые - Сюняц вторые

Тайгрян (Тайгреанк, Васпуракан)
Тайоц - Тайеци (Тайк)
Тамбераци - Мамбераци (Тамбер, Парскаайк)
Тармуни
Татевян (Сюник)
Таширой - Ташраци - Ташрац (Таширк, Гугарк)
Таширой - Ташраци - Ташрац (Ташир / Таширк, Лори, Айрарат)
Тлкуни - Тлкян - Млкян?
Тпхуни
Трпатуни - Трейпатуни - Тирпатуни - Трдатуни (Трпатуник, Васпуракан)
Труни
Турберанян (Тауруберан)
Тушуни - Тушкуни

Урца - Урцеци - Урци (Урц / Урцадзор, Айрарат)
Утеац - Утеаци (Утик)

Хавнуни (Хавнуник, Айрарат)
Хадуни
Халбян - Хагбян
Халтуни - Хагтян
Хачян
Хечматакн
Хнуни
Хордзян - Хорчян - Хордзениц - Хорени (Хордзеанк, Цопк)
Хорхоруни (Хорхоруник, Тауруберан)
Хорхоруни вторые

Цавдеаци - Цаудеаци - Саудеци (Сотк, Сюник)
Цайтиуни
Цалкуни - Цхкуни (Цагкотн, Айрарат)
Цопац - Цопуни (Цопк)
Цул

Чакатамуг
Чилб - Чигб
Чичракеци

Шаапуни - Шахапуни
Шаваршян - Санасарян
Шараян (Ширак, Айрарат)
Шахорапетн - Шахахорапет аркуни

Ынцай - Ынцайеци - Ынцайени - Андзаки (Васпуракан)



Княжеские роды Киликийского Армянского Королевства
(Киликия)


Лусинян (Лузиньян)
Рубинян
Хетумян


Княжеские роды позднесредневековой Армении

Аматуни
Арцруни
Арцруни-Махканабердци (князья Махканаберда)
Арцруни-Коговит (князья Коговита)
Багратуни
Вачутян
Закарян (князья и правители Армении)
Киурикян
Орбели (Орбелян) (князья Сюника)
Пахлавуни (князья Арагацотна)
Торникян
Хагбакян-Прошян (князья Бжни, Гарни, Гехарда, Нораванка)


Княжеские роды Гандзака

Мелики-князья Барсума
Мелики-князья Восканапата
Мелики-князья Геташена
Мелики-князья Хачакапа


Княжеские роды Сюника

11 меликско-княжеских родов, среди которых:
Мелик-Айказян
Мелик-Парсаданян (Капан)
Орбелян (Татев)
мелики Баргушата
мелики Ордвата-Ордубада
мелики Чавндура
Шаумян (Аревик-Мегри)


Княжеские роды Ереванской области
7 княжеских родов, среди которых:
Аргутян (позже - Аргутинский-Долгоруков)
Гегамян
Лорис-Меликян (позже - Лорис-Меликов)
Мелик-Агамамлян


Армянские княжеские роды Арцаха (Карабаха)<

Арран тун
Араншахик (9-ый век - )
Вахтангян (мелики-князья Атерка или Центрального Хачена)
Допян (11-ый - 16-ый века) (мелики-кнзяья Цара или Верхнего Хачена)


Мелики Хамсы (Пятикняжества)

(15-ый - 19-ый века)
Мелик Хасан-Джалалян (мелики-князья Хачена до 1755)
Мелик-Мирзаханян (мелики-князья Хачена-Хндзристана с 1755)
Мелик-Шахназарян (мелики-князья Варанды)
Мелик-Аванян (мелики-князья Дизака)
Мелик-Бегларян (мелики-князья Гюлистана)
Мелик-Меджлумян (мелики-князья Джраберда)
Мелик-Исраелян (мелики-князья Джраберда до 1783)
Мелик-Алахвердян (мелики-князья Джраберда в 1783 - 1814)
Мелик Атабекян (мелики-князья Джраберда с 1814 по начало 1850х)


Армянские княжеские фамилии Армении и
Российской Империи в 18-ом веке

Айрапетян
Аргутян - Аргутинский-Долгорукий
Багратуни - Багратион
Лазарян - Лазарев
Лорис-Меликян - Лорис-Меликов (мелики-князья Лори)
Мадатян - Мадатов
Мелик-Вртанесян
Мелик-Шахназарян (мелики-князья Гехаркуника)
Меликян - Меликов
Пирумян - Пирумов
Смбатян - Сумбатян

http://www.armenianway.com/AW/Nobility/index.html
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение Mike » 21.01.2007, 21:40:45

Marita,
из благородной и великой страны и от первого среди северных народов
Начнём с того, что Китай, по-любому, не является северной страной по отношению к Тарону.
Далее, по законам индо-европейского чередования звуков,
название Китая упоминается как страна Ченов, Чинумачин, Чинистан, Чин ев Мачин, Джинумаджин
Первый вариант является выпадением из ряда, "и" не может стать "е", оно может стать только "а"(микро - манра, например, hиксос- hайксос и т.п.). Интерпретация Чен, как Чин - просто свидетельство незнания переводчиком(переписчиком) о стране Ченов.
Далее, нигде и никогда не упоминается о китайских традициях рода Мамиконеанов, но вот о языческих обычаях почитания Гисане свидетельства есть. А ведь они появились в Тароне после крещения Армении. Ну не в Китае же они подцепили поклонение языческим армянским богам ;) .
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Marita » 21.01.2007, 22:04:41

Ну, статью то не я писала, понятное дело, но вот в Военной Историии Китая я тоже нашла упоминание о Мамго (Мамгоне ).

"...После смерти Чжугэ Ляна царство Шу было завоевано вэйским полководцем Сыма Енем, остатки армии Шу бежали в Персию под предводительством принца, известного в персидской истории как Мамго. Мамго и его люди нанялись на службу к Шапуру I. Захватив трон в Вэй, Сыма Ень основал династию Цзинь, а себя провозгласил императором. Затем завоевав царство У он временно объединил Китай. Наступил кратковременный период "Великого процветания", завершивший эпоху Троецарствия (280-290 гг.).

http://schools.keldysh.ru/sch1204/geo/d ... ina/12.htm
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение Mike » 22.01.2007, 01:32:46

Marita
Это именно в Истории Китая написано, что Мамго=Мамгон? Или это вольная интерпретация писателя, который подгонял историю Мамиконянов под средневековую версию? Кстати, среди заинтересованных в опорочивании и отчуждении Мамиконянов в первых рядах находятся Багратуни. Так что у них было время сделать Мамиконянов даже марсианами.
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Marita » 22.01.2007, 16:19:35

Ну и зачем это надо было - приписывать Мамиконянам китайское происхождение? Сам Хоренаци тоже приписывал?
А сама фамилия что-то означает, интересно?
Я знаю одну представительницу рода Мамиконян (кто-то в ее роду носил эту фамилию ). Так она похожа на китаянку. Очень оригинальная внешность.
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение Mike » 22.01.2007, 17:59:03

Marita,
по сравнению с Мамиконянами Багратуни просто никто. Поэтому любой способ опорочить Мамиконянов подходил им. В том числе неплохо было объявить их чужими.
Насчёт представительницы рода - это очень интересно. Насколько я знал до сих пор, никто из рода не сохранился. Арабы их уничтожали целенаправлено. Не исключено, что это просто однофамильцы.Фамилия может означать что угодно. Я ничего кроме слова "мамук" = "сард" не слышу, но я не владею, скажем грабаром. Там могли быть и другие значения.
Теперь о китаянках. Ты способна уверенно отличить китаянку от кореянки? Дело в том, что сами монголоиды делают это легко. Но это так, к слову. Самое главное, что при смешанных браках с монголоидами законы Менделя не действуют и дети получаются определённо монголоидными. Нигде нет свидетельств, что Мамиконяны - монголоиды. Но самое главное - семейные традиции, присущие местным армянам, которые легко объясняются пережитками местного язычества, в случае с Мамиконянами так объясняться не могут, если считать их пришельцами из Китая.(см. выше). Значит, они присутствовали в Армении до принятия христианства. И еще - никогда в армянских источниках Китай не именуется "страной Чен".
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение SAS » 22.01.2007, 20:14:52

Mike писал(а):Marita,
И еще - никогда в армянских источниках Китай не именуется "страной
Чен".

Это не так. Первоисточником рода Мамиконянов является Хоренаци, а у него черным по белому написано "Ճենաց աշխարհ= Ճենաստան=Չինաստան".

«...եւ քանզի իշխանազունն Մամգոն առաջին նահապետ Մամիկոնէից որ նորոգ փախստական եկեալ էր ի Հայս յաշխարհէն Ճենաց՝ կատարեաց զամենայն քաջութեամբ, հրովարտակաւ ընկալաւ յարքայէն զիշխանութիւն այնր երկրին վասն իւր, եւ վասն ժառանգաց իւրոց, անուանելով յայնմ յետէ զգաւառն Մամգոնեան տուն, ըստ գրելոյ Ասողկայ որ եւ ինքն Ասողիկ էր ի Տարօնոյ։»

Приведенные Маритой данные(жаль, что комментаторы Хоренаци не знали об этом) лишний раз подтверждают правоту Хоренаци, если сведения о Мамгоне автор статьи не взял у Хоренаци. :-P

Арташир, сын Сасана, скончавшись, оставил царство своему сыну Шапуху[344]. В его дни, говорят, пришел в Армению предок рода Мамиконеанов с северо-востока, из благородной и великой страны и от первого среди северных народов, а именно — ченов[345]. Об этом имеются такие сказания.

В последние годы жизни Арташира был некий Арбок, чен-бакур, как на их языке называется царский сан, и двое сыновей его воспитателя, по имени Блдох и Мамгон — великие нахарары. Блдох оклеветал Мамгона, и ченский царь Арбок повелел умерт­вить Мамгона. Проведав об этом, Мамгон не является на зов царя и бежит со всеми своими людьми и скарбом к персидскому царю Арташиру. Арбок посылает вестников требовать его (выда­чи). И так как Арташир не соглашается, ченский царь готовится идти на него войной. В это самое время умирает Арташир и на престол вступает Шапух.

При таких обстоятельствах Шапух, хотя и не выдает Мамго­на его господину, однако и не оставляет его в Стране ариев. Со всем его людом и скарбом он отправляет его в изгнание в Ар­мению к своим управителям и посылает весть царю ченов, гово­ря: «Да не примешь ты близко к сердцу, что я не смог выдать тебе Мамгона. Дело в том, что мой отец поклялся ему светом солнца. Но чтобы ты не тревожился, я изгнал его из моей страны на край земли, в сторону заката солнца, что для него равносильно смерти. Итак, да не будет ныне войны между мной и тобой». И так как чены слывут самым миролюбивым из всех народов, насе­ляющих землю, тот соглашается заключить мир. Отсюда явствует, что ченский народ действительно миролюбив и жизнелюбив.

Изумительна и сама страна, украшенная обилием всяческих плодов и живописными растениями; она богата шафраном и полна павлинами, щедра шелками и изобилует дикими козами и (раз­ными) чудищами, а также (животными), называемыми ишайцям[346]. Наши изысканные блюда, доступные лишь для немногих,— фазаны, лебеди и тому подобное, считаются там общедоступной пищей. Говорят, там не знают счета крупным алмазам и жемчугам. А наши торжественные наряды и одежда избранных являют­ся одеянием для всех. Столько — о Стране ченов.

Мамгон, прибывший в нашу страну не по своей воле, застал (момент) возвращения Трдата, но не повернул обратно вместе с персидскими войсками, а со всем своим людом и скарбом, с большими дарами двинулся ему навстречу. Трдат принял его, но не взял с собой на войну в Персию. Он отвел место для его людей и назначил довольствие для прокорма и в течение многих лет переводил их с места на место.

http://www.vehi.net/istoriya/armenia/kh ... _ftnref345
Последний раз редактировалось SAS 22.01.2007, 20:37:32, всего редактировалось 1 раз.
SAS
почётный
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 22.11.2003, 18:32:03

Сообщение Marita » 22.01.2007, 20:17:15

Mike, и что это за страна Чен на приложенной тобой карте?
Моя знакомая говорила, что бабушка из рода Мамиконян. А сама она, не то,чтобы ярковыраженная китаянка, но , что --то монголоидное есть во внешности. Может сохранилась какая-то косвенная ветка?
Не факт, что я отличу китайца от корейца, но корейцев здесь много. У них немного другие черты, если сравнивать с китайцами (смешно, но иногда в маркетах рядом торгуют всякой едой корецы и китайцы). А так в массе - не различу, это точно.

SAS, статья в Википедии взята из:

Статья издана в ежемесячнике «Ноев Ковчег» N 4 (74) Апрель 2004 года.
http://www.noev-kovcheg.ru/article.asp?n=73&a=26
Автор: князь Вреж Атабекян
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение SAS » 22.01.2007, 20:31:17

Марита,

я имел в виду сведения о Мамго приведенные здесь: :))

http://schools.keldysh.ru/sch1204/geo/d ... ina/12.htm
SAS
почётный
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 22.11.2003, 18:32:03

Сообщение Marita » 22.01.2007, 20:37:48

SAS, я вот тоже думаю, что с какой стати Хоренаци -то перевирать историю? И потом свои китайские традиции они могли просто не афишировать.
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение Mike » 22.01.2007, 20:47:01

Marita,
что это за страна Чен на приложенной тобой карте

Ссылку на карту я дал, проверил - открывается, где искать на карте - сказал. ---???  :eek:
SAS,
вот именно так и написано:
"Ճենաց աշխարհ= Ճենաստան=Չինաստան".

или же
Ճենաց աշխարհ
. Что-то мне подсказывает, что знак равенства Хоренаци был не знаком. Тем более, я уже Марите писал(а все могли читать), что из Е И не получается в индоевропейских языках.(Это о втором знаке равенства)До сих пор я говорил строгоие вещи, а сейчас скажу субъективную. Наличие термина աշխարհ свидетельствует дополнительно, что речь идёт об одной из армянских провинций.
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Marita » 22.01.2007, 20:50:57

Я имела ввиду, что ,если это не Китай, то, что это могло быть? :-)
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение Mike » 22.01.2007, 20:52:33

Marita,
посмотри на ссылку, я её, кстати, для тебя выложил.Изображение
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение Marita » 22.01.2007, 21:23:05

Mike, я смотрела карту. А на самой карте не может быть опечатки, например? Она, кстати сейчас не открывается почему-то.
Я к тому, что это за страна могла быть и кто ее населял?
Аватара пользователя
Marita
 
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 09.11.2006, 14:05:46
Откуда: Прага

Сообщение Mike » 22.01.2007, 21:53:02

Мне нужно время, раньше, чем через неделю не отвечу. Собственных знаний не хватает. :sad:
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

Сообщение SAS » 22.01.2007, 21:58:42

Mike писал(а):Marita,
что это за страна Чен на приложенной тобой карте

Ссылку на карту я дал, проверил - открывается, где искать на карте - сказал. ---???  :eek:
SAS,
вот именно так и написано:
"Ճենաց աշխարհ= Ճենաստան=Չինաստան".

или же
Ճենաց աշխարհ
. Что-то мне подсказывает, что знак равенства Хоренаци был не знаком. Тем более, я уже Марите писал(а все могли читать), что из Е И не получается в индоевропейских языках.(Это о втором знаке равенства)До сих пор я говорил строгоие вещи, а сейчас скажу субъективную. Наличие термина աշխարհ свидетельствует дополнительно, что речь идёт об одной из армянских провинций.


Mike,

естественно, Хоренаци не расшифровал со знаком :) равенства. Это делали его комментаторы. А написано у него
«...եւ քանզի իշխանազունն Մամգոն առաջին նահապետ Մամիկոնէից որ նորոգ փախստական եկեալ էր ի Հայս յաշխարհէն Ճենաց՝ կատարեաց զամենայն քաջութեամբ, հրովարտակաւ ընկալաւ յարքայէն զիշխանութիւն այնր երկրին վասն իւր, եւ վասն ժառանգաց իւրոց, անուանելով յայնմ յետէ զգաւառն Մամգոնեան տուն, ըստ գրելոյ Ասողկայ որ եւ ինքն Ասողիկ էր ի Տարօնոյ։»

В армянской историографии "ашхар" не только армянская провинция. Вирац ашхар, Агванац ашхар.

Марита, Хоренаци не врун. Есть новый перевод Хоренаци Баграта Улубабяна, где в предисловии(почти 100 страниц) детально анализируется все домысли о Хоренаци.
SAS
почётный
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 22.11.2003, 18:32:03

Сообщение Mike » 22.01.2007, 22:04:09

SAS,
всё зло - от комментаторов. Они(комментаторы)докомментировались до того, что весь труд Хоренаци - собрание сказок и легенд. А я считаю, что к таким источникам следует относиться с пиететом. И, если чего не понятно, - не домысливать, а принять как есть, возможно потом разъяснится. По поводу ашхара - я предупредил, что это чисто субъективное восприятие, не настаиваю, но Вирац ашхар, Агванац ашхар - это, как бы так потактичнее сказать, ... ну в общем я при старом мнении ;)
Ведь ни для армянского царя, ни для спарапета никогда не было проблемой использование данных территорий именно как собственных - по крайней мере в операционном плане.
Аватара пользователя
Mike
модератор
 
Сообщения: 2569
Зарегистрирован: 23.10.2005, 12:30:49
Откуда: Moscow

След.

Вернуться в Армянское Дворянство | Հայ Ազնվականություն | Armenian Nobility

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron



  Rambler's Top100 @Mail.ru Rambler's Top100