Армянское ковроделие

История, генеалогия, геральдика, современность | Պատմություն, ծագումնաբանություն, նշանագիտություն և
արդիականություն | History, genealogy, heraldry and the present

Армянское ковроделие

Сообщение Sirius » 21.12.2004, 03:30:59

Армянское ковроделие имеет очень серьезную и интересную историю. Рисунки и куски от армянских ковров можно находить практически по всему миру. Есть целые академические работы посвященные армянским коврам. Ковры в жизни армян имеют особый статус. Наверное ни кому не приходило в голову почему у армян принято вешать ковры на стену. Практически в каждом доме наблюдается такое явление. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т.е. ковры первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешался, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ.

Со временем постараюсь скидывать материалы и буду благодарен другим, если помогут в этом деле. Что мы вообще знаем о коврах?

А пока полюбуюемся скорее экономическими новостями в области ковроделия. :)

В Нагорном Карабахе активно развивается ковроделие

С установлением в зоне карабахского конфликта перемирия при содействии предпринимателей из армянской диаспоры в Нагорном Карабахе стали предприниматься меры по восстановлению одного из традиционных в крае видов ремесла - ковроделия. Карабахские ковры, сотканные из натуральных нитей искусными мастерами, всегда пользовались хорошим спросом как в пределах края, так и за рубежом.

Одним из ведущих ковродельческих предприятий Нагорного Карабаха на сегодня является ЗАО "Овани" (ранее называлось "Арцахраг), владельцем которого является американский предприниматель Овик Махсереджян (Лос-Анжелес). По словам исполнительного директора ЗАО "Овани" Олега Бахшияна, на предприятии сегодня производится около 100 видов ковров, в том числе, сувенирных - с изображением символов Нагорного Карабаха, в частности, памятника "Мы и наши горы".

Продукция предприятия главным образом реализуется в США и Канаде. В нынешнем году объемы реализации по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое, что во многом связано также с увеличением числа туристов, прибывших в республику. На производстве занято более 40 человек. Зарплата работников с октября месяца увеличилась с 17 тысяч 34 драмов (около $34) до 19 тысяч драмов (порядка $38) за 1 кв метр.
Аватара пользователя
Sirius
админ
 
Сообщения: 1569
Зарегистрирован: 26.10.2003, 23:49:08
Откуда: Հայք

Сообщение Arg » 21.12.2004, 21:43:30

Очень интересная тема. Все, что Сириус написал, верно. Идея и стилистика ковров теснейшим образом переплетена с армянской дохристианской верой, и наверное уходит своими корнями еще в эпоху шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи, славы, жертвы, предков и т.п. на своих одеяниях из шкур диких животных. С изобретением ткачества, это все плавно перешло на такни. Сакральные (божественные, солярные, астральные и другие) символы и орнаменты изображались в равной степени как на одеждах, так и на коврах. Но все же ковры отличались особой святостью. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешанный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, деровал успех и благоденствие. В этом смысле, разумеется, что такие ковры не стелились на пол или на стол. Половики и скатерти, хотя и могли также иметь некоторые защитные и удачливые знаки, но не имели символов Бога, предков, света и т.п., посольку по таким символам ходить или есть с них было бы святотатством. Важно отметить, что ковры вешались не на всякую стенку, а на "главную", на которую в древности вешалось также оружие, а позже - портреты и фотографии предков.

Наиболее распространенными символами ковров являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Этот символ - крест и кресообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды). Тот же символ перешел в христианство в виде креста. Ковры часто изображали микрокосм с Богом в центре. Например здесь можно увидеть Бога (в виде креста-света) в самом центре с множеством миров вокруг него:
Изображение

На этом ковре моножество изображений Бога в виде десяти астральных знаков и множества божеств-дицов-ангелов:
Изображение

Здесь уже христианизированное понимание Бога как троицы - три креста. Но все же, традиционный армянский монотеизм берет верх: центральный крест выделяется на фоне трех своей светоносностью. Это и есть Бог-творец вселенной:
Изображение

Другим распространенным знаком является вишап - дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла (наподобие ближневосточного "сатаны"). Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Так вот, есть отдельный подвид армянских ковров - вишапагорг, т.е. "драконоковры", ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил. Вот два изображения вишапагоргов. Обратите внимание, что сами вишапы изображены по краям, но никогда не в центре ковра-мира. Этим опять же отмечается защитная функция вишапов (защищать окраины-границы мира от внещних врагов):
Изображение
Изображение

Важно не путать вишапов с изображениями другого сакрального знака - мирового древа, сакрального центра мира. Мировое древо довольно распространенный сюжет в религиях разных народов. Оно наблюдается как в арийских мифологиях (скажем, священный ясень Иггдрасиль у викингов, символ дуба у славян), так и в семитских (мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев). У армян-ариев мировое древо чаще всего отождествляется с платановым деревом, отличающемся белизной кроны, а потому чистотой и святостью. На этом армянском ковре в центре изображено мировое дерево (обратите внимание на "платановый" цвет изображения):
Изображение

На армянских коврах есть также множество других символов и орнаментов. Некоторые изображения эпизодичные, т.е. могут "рассказать" об определенных событиях, которые имели место в прошлом - сцены охоты, сражения и т.п.. Другие - лишь отдельные символы, скажем предка, оружия (меч, копье, стрела, щит). Отдельные изображения очень распространены, но их значение не совсем понятно. Скажем, изображение двуглавых существ (коней?) - это довольно часто встречающийся мотив на армянских коврах. Но что это за существа - можно только гадать: кентавры (гандхарваны)? Близнецы (которые в арийских мифах всегда связаны с конями - сравните ведических Ашвинов, греческих диоскуров, армянских эпических героев)? Волшебные кони (скажем, Джалали из Сасна Црер)? На этом дилижанском карпете есть их озображения:
Изображение

Стиль и технология, по которой ткали ковры, тоже отличались. Я не специалист и знаю лишь о двух видах квров - горг и карпет. Но уверен, что было больше стилей. Также важно отметить, что для армянских ковров существуют характерные цвета. Скажем, черный, красный, желтый, белый - это очень типичные для армянских ковров цвета. А вот зеленый, коричневый и вообще любые полутона (голубой, розовый, бирюзовый, фиолетовый и т.п.) - это может быть типично для мусульманского искусства, но очень нетипично для армянской культуры, в том числе и ковров.

К сожалению, со временем многие секреты армянских ковров были утеряны. Вся философия и искусство вышивания ковров претерпело упадок и попало под сильное арабское и мусульманское влияние. Значение символов и правила их изображения постепенно забывались, а в изображениях стали появляться соврешенно неармянские цвета и орнаменты. В результате, сегодня очень многое в современных армянских коврах мягко говоря не совсем армянское. Ситуация несколько напоминает состояние армянской народной музыки, где наряду с армянскими мотивами и словами довольно часто можно встретить мусульманские слова и мелодии.

Некоторые правила армянских ковров я уже изложил выше (цветовая гамма, значение и порядок символов и т.п.). Но есть одно, пожалуй самое фундаментальное отличие армянских (и некоторых других исконно кавказских ковров) от арабо-тюркских: на армянских коврах практически не было конкретных изображений чего-либо, а были лишь симовлы. Все - Бог, свет, солнце, звезды, драконы, люди, растения - изображалось в символической форме. Символика подтверждает архаичность, древность армянского коврового искусства. А на исконно исламских (арабских, тюркских) коврах изображения деревьев, листьев, цветов, хлопка, фруктов - все это не отличалось особой символичностью и изображалось в более бытовом виде. Для наглядного примера, сравните вышеприведенные изображения традиционных армянских ковров с этим ереванским ковром 1950 года:
Изображение

Отсутствие символов, наличие более обтекаемых линий, наличие конкретных изображений, обилие аляписто-алого и голубой цветов - все это делает этот ковер, произведенный в Армении, совершенно неармянским по стилю и духу.

В дополнение скажу, что пока армяне так небрежно относятся к своему искусству ковров и обезьянничают, копируя нетипичные для нас мусульманские орнаменты, турки и азербайджанцы усиленно присваивают себе символику армянских ковров. В мире продается огромное количество ковров с чисто армянской симовликой и с этикеткой "Turkish kelim". В то время как "тюркиш келим" в оригинале должен быть похож на среднеазиатские и монголо-татарские мотивы, где нет и не может быть армянской символики.

Здесь хорошая ссылка с изображениями армянских ковров: http://www.armsite.com/rugs/
Хорошо желать изменить мир. Еще лучше - начать с самого себя.
Arg
 
Сообщения: 2743
Зарегистрирован: 09.04.2004, 19:37:25
Откуда: Արցախ

Сообщение Sirius » 11.01.2005, 03:17:06

К сожалению, ни как руки не дойдут, чтобы выставить более широкую информацию. Будем надеятся, что эта интересная тема будет развиваться:

An Introduction to Amrenian Rugs
Аватара пользователя
Sirius
админ
 
Сообщения: 1569
Зарегистрирован: 26.10.2003, 23:49:08
Откуда: Հայք

Сообщение karen » 11.01.2005, 17:18:46

Будем.
Кстати, Арг прав, я сам видел как турки косят под армянские мотивы на коврах.
Вот, например, что это за Козак Туркиш Карпет такой?
http://www.jozan.net/billeder/Kozak/Koz ... tiques.jpg
Аватара пользователя
karen
 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 08.10.2004, 07:40:08

Сообщение AYG » 05.04.2006, 12:30:11

Ковроделие, это один из тех дел, которое можно и нужно в полную силу возродить!
Если хорошо систематизировать, то ковроделие может дать толчок и расширению мировозрения, и росту экономики страны и его населяющих, и развитию сельского хозяйства!
Армения для его возрождения имеет достаточно благоприятных условии! Остаётся только начинать.
Кстати, я давно можно сказать созерцаю на эту тему, и наверно уже мало осталось до созревания полного представления!
ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНА РАСА, - БЕЛАЯ! НО ЭТО ЦВЕТ ДУШИ, А НЕ ТЕЛА!
Руми
Аватара пользователя
AYG
модератор
 
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 09.02.2005, 10:40:34
Откуда: Нежний Новгород

Сообщение AYG » 18.04.2006, 13:48:41

Здесь изображение станка ковроделия.19-ый век

http://costume.nm.ru/DSCN0576.jpg
ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНА РАСА, - БЕЛАЯ! НО ЭТО ЦВЕТ ДУШИ, А НЕ ТЕЛА!
Руми
Аватара пользователя
AYG
модератор
 
Сообщения: 1134
Зарегистрирован: 09.02.2005, 10:40:34
Откуда: Нежний Новгород


Вернуться в Армянское Дворянство | Հայ Ազնվականություն | Armenian Nobility

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron



  Rambler's Top100 @Mail.ru Rambler's Top100