Психологические особенности восприятия мужских и женских обр

История, генеалогия, геральдика, современность | Պատմություն, ծագումնաբանություն, նշանագիտություն և
արդիականություն | History, genealogy, heraldry and the present

Психологические особенности восприятия мужских и женских обр

Сообщение Narinangel » 28.02.2006, 22:39:19

Джагитян Л.А.,
студентка 5 курса
Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Целью работы, проведенной в 2004 г., было исследование особенностей восприятия образов мужских и женских социальных ролей (мужчины, мужа, отца, женщины, жены и матери). Объектом исследования стали 60 девушек в возрасте от 18 до 25 лет (по 30 армянок и русских).
Для проведения исследования мы использовали 2 методики:
1. Методика МиФ (маскулинности и фемининности). Данная методика базируется на перечне маскулинных и фемининных качеств, предложенном Т.Л.Бессоновой, которая основывалась, в свою очередь, на концепции андрогинии S.Bem. В литературе неоднократно отмечалось, что тест BSRI (Bem Sex-Role Inventory) относится к наиболее эффективным методам исследования половой идентичности и позволяет рассматривать целостную систему полового самосознания: полоролевую идентичность, стереотипы и поведение, а также полоролевые и сексуальные предпочтения. Данный тест, как и оригинальная методика, включает шкалы фемининности и маскулинности, а также буферную шкалу общих качеств (андрогинности).
Андрогинность личности характеризуется средневыраженными и достаточно уравновешенными показателями и по шкале маскулинности и по шкале фемининности. Полупроективная методика "МиФ", позволяет установить индивидуальную степень выраженности фемининности, маскулинности, андрогинности, определить субъективное отношение личности к своему уровню развития этих черт.
Отличие модифицированного варианта методики состоит в том, что сократилось общее количество качеств – от 60 до 42 , что делает тест более удобным, как для испытуемых, так и для исследователя. В работе мы используем данную методику в трех вариантах, предлагая выделить не только мужские и женские черты, но, также, черты, присущие мужу и жене, отцу и матери.
Методика ассоциаций, которая опирается на метод «свободных ассоциаций», а также, ассоциаций, исследуемых в патопсихологии.
Испытуемым были предложены три социальные роли, присущие каждому полу: мужчина - муж – отец и женщина – жена – мать. Предлагалось написать 5 ассоциаций на каждое слово, не задумываясь и быстро.
Анализ полученных данных по методике МиФ позволил сделать следующие выводы:
1. Такие качества, как мужественность и женственность (две явно противоположные качества личности) приписываются четко их «носителям», т.е. мужчине и женщине соответственно.
2. В обеих группах требование от женщин фемининных качеств больше, чем от жены и матери. К женским качествам были отнесены андрогинные качества (искренность и тактичность) и маскулинные (внешняя сдержанность и готовность рисковать). Однако, если у русских, количество фемининных качеств от жены больше, чем от матери, то у армянок - наоборот. Требования от женщины маскулинных качеств у армянок больше, чем у русских.
3. Требование маскулинных качеств в большей степени проявляется у армянок по отношению к мужу, у русских – к отцу. Респондентки обеих национальностей отнесли к маскулинным качествам некоторые андрогинные (надежность, чувство меры). Мужчинам были приписаны также качества, относимые психологами к фемининным. Армянки соотнесли уступчивость с образом мужа, а русские – сострадание с образом отца. Требование маскулинных качеств в большей степени проявляется у армянок по отношению к мужу, у русских – к отцу. Требование от мужчины фемининных качеств наблюдается только по отношению к мужу у армянок, и отцу – у русских.
Анализ полученных данных по методике ассоциаций позволил сделать следующие выводы:
1. Наблюдается тенденция уменьшения числа различных ассоциаций от женщины к матери и от мужчины к отцу.

Ассоциации
Мужчина
1. Выносливость – и у русских, и у армян. У русских показатель намного больше, чем у армян.
2. Глава - у армян намного больше, чем у русских.
3. Богатство – у 10% армянок, у русских этой ассоциации нет.
4. Верность - важный показатель для 9 % армянок и 3% русских.
5. Детскость - только у 11 % русских.
6. Красота – только у 7% армянок.
7. Мужественность – только у 13 % армянок.
Муж
1. Глава - у 18 % армянок и 12 % русских.
2. Верность - у 40 % армянок и 24 % русских.
3. Семья, дом - у 23% русских и 9% армянок.
4. Домашние хлопоты – только у 10 % армянок.
5. Любовь – только у 9% армянок.
Отец
1. Авторитет - ровно у половины опрашиваемых армянок.
2. Опека – у 63% русских и 26% армянок.
Женщина
1. Вежливость – только у 6% армянок, у русских очень незначительный результат.
2. Вертихвостка – только у 6% русских.
3. Властность – только у 12% армянок.
4. Доброта – у 12% русских и 8% армянок.
5. Женственность – у 27 % армянок и 19% русских.
6. Красота - у 14% русских и 13% армянок.
7. Работа – только у 7% русских.
8. Секс - только у 9% армянок.
9. Семья – только у 5% русских.
Жена
1. Верность - у 12% армянок и 3 % русских.
2. Домашняя – только у 17% армянок.
3. Женственность – у 7% армянок и 6% русских.
4. Красота – у 9 % армянок и 4% русских.
5. Кухня (домашние хлопоты) – только у 10% русских.
6. Любовь – только у 6% армянок.
7. Семья – только у 28% русских.
8. Ум – только у 10% армянок.
Мать
1. Вежливость – только у 10% армянок.
2. Женственность - у 17% русских и 11% армянок.
3. Любящая – только у 52% армянок.
4. Помощь – только у 65% русских.
5. Семья – 8 % и у русских, и у армянок.
6. Строгость – только у 12% армянок.

2. Выделяются общие ассоциации для всех трех ролей мужчины и для всех трех ролей женщины. У мужчины и мужа 2 общие ассоциации – глава и верность, у обеих национальностей. У армянок встречается ассоциация авторитет (глава) по отношению к отцу.
3. Также, можно выделить общую для обеих групп ассоциацию для женщины, жены и матери – женственность; у женщины и жены в обеих группах выделяется общая ассоциация – красота; женщина и жена ассоциируются с семьей только у русских, а мать – и у русских, и у армянок.
Конечно, никто не требует от мужчины женственности, а от женщины мужественности, однако очень четко видно, что сейчас для женщины отношения с мужчиной и брак носят не столько характер «продолжения рода», сколько поиск умного, любящего и заботливого. Учитывая, что изменилась сама «цель существования» женщины, естественны изменения ее взглядов и требований. Большинство женщин стремятся стать самостоятельными, а для этого нужны деньги, уважение к себе самой и так далее. Поэтому в исследовании четко выявилось требование женщин от себя самих маскулинных качеств.
В армянской культуре женщинам присваивают те же фемининные качества, что и в русской культуре, однако появляются также и маскулинные качества: внешняя сдержанность и властность. Присутствие маскулинных качеств сохраняется и у матери, и у жены. Учитывая роль семьи в воспитании личности, можно сказать, что вполне естественно появление и у женщины, и у жены, и у матери такого маскулинного качества как внешняя сдержанность – женщина в патриархальной семье воспитываются, хотя и в любви и заботе, но строго; в них от рождения воспитывают уважение к мужчине, умение сдерживать себя в различных ситуациях.
В отношении мужчин, армянки более требовательны, чем русские. Особенно это касается мужа, которому приписывается очень большое количество маскулинных качеств. Однако, появляется такое ярко выраженное фемининное качество, как уступчивость. Возможно, это связано с тем, что, не смотря на авторитет и власть мужа в семье, женщина все равно остается хозяйкой в доме, поэтому муж должен уступать жене.
Русские и армянские семьи, в первую очередь, отличаются распределением ролей.
Армянки воспитываются, как правило, в патриархальных семьях, а общаются в российской среде, и ежедневно, вне дома, сталкиваются с другими требованиями, которые не соответствуют их воспитанию и «национальной культуре». Вполне естественно, что у представительниц этой нации выявляется, с одной стороны, стремление сохранить те качества и актуальные способности, которые присущи культуре, а, с другой стороны, стремление вырабатывать и развивать в себе те способности и качества, которыми сегодня обладают большинство представительниц европейской культуры. Естественно, у них возрастают требования и к себе, и к мужчине. Любой зрелой и самостоятельной личности, как стремится стать девушка, присущи как фемининные, так и маскулинные качества. Армянки вырабатывают в себе необходимые для «выживания» в чужой среде определенные маскулинные качества: строгость, внешнюю сдержанность и т.д., от мужчины же требуют не только маскулинные качества, но и умение понять и уступить (фемининные качества). Соответственно, армянский семейный уклад, для лиц, проживающих в России, понемногу меняется и разрушается под влиянием другой культуры. В результате меняются ценности, вследствие чего меняется образ мужа и требования к нему. Однако, образ отца остается неизменным. Видимо, в целях сохранения патриархальности в отношениях между детьми и отцом (здесь сказывается влияние семьи и национального воспитания). Хотя в отношения между мужчиной и женщиной , мужем и женой женщины стремятся внести демократичность.
В русской семье женщина работает наравне с мужчиной, тянет на себе семейный быт, занимается воспитанием детей, определяет структуру расходов и стратегию семейной жизни, ущемляя роль мужчины. Мужчина теряет свою принадлежность к главенствующей роли и в партнерских отношениях, часто, уступает доминирование женщине. Как следствие этого растет количество неполных семей (круговорот: неполная семья – работа - маскулинные качества - доминирование над мужчиной – разрыв отношений). Особенно эта ситуация стала заметна с развитием феминизма в России.
Видя пример своих матерей, с одной стороны, и патриархальный уклад в других семьях, с другой -русские девушки стремятся «облегчить» участь женщины, пытаясь вернуть мужчине его силу, мужественность, природный потенциал для того, чтобы возродить в себе женскую сущность, почувствовать рядом сильное мужское плечо, на которое всегда можно опереться.
Пересечение двух культур вносит свой положительный вклад в развитие личности и распределение ролей, как в армянской, так и в русской семьях. Взаимодополняя друг друга, представители этих наций пытаются найти компромисс между мужчиной и женщиной, создавая отношения, удовлетворяющие обе стороны.
Таким образом, наше исследование показало, что образы мужчины и женщины у армянок и русских девушек во многом сходны. Вероятно, это обусловлено взаимовлиянием культур.
С целью более глубокого изучения данной проблемы, мы продолжили исследование в 2005г. в качестве объекта исследования выступили 120 человек: 30 армянских и 30 русских юношей, 30 армянок и 30 русских девушек. Исследование проводилось с использование аналогичного пакета методик. Выводы находятся в стадии доработки, но есть некоторые предварительные результаты:
1.У юношей также сохранилось четкое распределение маскулинных и фемининных качеств для мужчины и женщины. Тем не менее, в целом преобладают андрогинные качества для мужа и жены, отца и матери.
2. Использование методики ассоциаций позволило установить, что у юношей очень размытые представления о социальных ролях мужчины и женщины.
Мы считаем наше исследование важным для понимая взаимовлияния культур, и влияния стереотипов на взаимоотношения между полами в «современном» российском обществе.
Счастье - это не владеть тем, что ты хочешь..., а хотеть, то, чем владеешь! ;)
Аватара пользователя
Narinangel
 
Сообщения: 374
Зарегистрирован: 08.05.2005, 01:15:57
Откуда: МОСКВА

Вернуться в Армянское Дворянство | Հայ Ազնվականություն | Armenian Nobility

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron



  Rambler's Top100 @Mail.ru Rambler's Top100